Горно-металлургический комплекс 2.0 Дата публикации 18-12-2025

Бекдаирова Айнур Омаржановна

Заместитель генерального директора по персоналу ТОО «Solidcore Eurasia»

Кадровая политика становится одним из ключевых факторов устойчивого развития горно-металлургической отрасли Казахстана. Дефицит специалистов, старение рабочей силы, внедрение цифровых технологий и новые требования к экологической ответственности формируют особую повестку для HR-направления. О том, какие вызовы стоят сегодня перед предприятиями и как должна меняться система подготовки кадров, мы поговорили с Заместителем генерального директора по персоналу ТОО «Solidcore Eurasia» Айнур Бекдаировой.

1. Что в наибольшей степени влияет на развитие вашей профессиональной области?

С точки зрения HR в наибольшей степени на развитие профессиональной области в горно- металлургической отрасли влияют следующие ключевые факторы:

• Демографические и кадровые вызовы: отрасль сталкивается с дефицитом молодых специалистов, старением рабочей силы и низкой привлекательностью ряда профессий. • Создание рабочих мест и занятость населения: горно-металлургические предприятия являются крупными работодателями в регионах своего присутствия, обеспечивая занятость и стабильный доход для местного населения. • Условия труда и безопасность: обеспечение безопасных и достойных условий труда, соблюдение трудовых прав и социальные гарантии являются важными аспектами социально-экономического развития.

• Развитие человеческого капитала: в первую очередь – это инвестиции в развитие персонала, в обучение и повышение квалификации работников, что способствуют росту производительности труда и повышению уровня жизни.

• Миграционные процессы: развитие отрасли может привлекать трудовых мигрантов, что может оказывать как положительное (восполнение дефицита кадров), так и отрицательное (социальная напряженность) влияние на регионы.

• Профессиональные традиции и высококвалифицированные кадры: в отрасли сформирован прочный кадровый фундамент, основанный на преемственности поколений, высокой экспертизе и уникальных технических компетенциях. Многие династии специалистов подтверждают устойчивость профессиональной культуры.

• Технологические инновации, модернизация: требуют от работников новых компетенций, а от образовательных учреждений – изменения системы обучения. Инвестиции в обучение и развитие персонала со стороны компаний играют важную роль в повышении конкурентоспособности отрасли.

2. Насколько остра сейчас проблема кадрового обеспечения и в чем проявляются основные трудности?

На данный момент проблема кадрового обеспечения в горно-металлургической отрасли является острой и имеет тенденцию к усугублению во многих регионах мира, включая Казахстан. Об этом свидетельствуют многочисленные отраслевые отчеты и заявления представителей компаний и образовательных учреждений.

Основные трудности в кадровом обеспечении горно-металлургической отрасли проявляются в следующем:

Дефицит квалифицированных рабочих и инженерно-технических специалистов: существует нехватка кадров практически на всех уровнях – начиная от рабочих специальностей (электрогазосварщики, токари, проходчики, машинисты буровых установок, обогатители, металлурги) и заканчивая инженерами (горные инженеры, металлурги, механики, электрики, автоматизаторы).

• Старение рабочей силы и отсутствие притока молодежи: отрасль традиционно считается тяжелой и не всегда привлекательной для молодых специалистов. Многие опытные работники уходят на пенсию, а приток молодых кадров недостаточен для восполнения убыли.

• Несоответствие системы образования потребностям отрасли: образовательные программы в вузах и колледжах не всегда успевают за технологическим развитием отрасли и не готовят специалистов с необходимыми компетенциями, особенно в области цифровизации и автоматизации.

• Отток кадров в другие отрасли: более привлекательные условия труда и заработная плата в других секторах экономики (например, IT, нефтегазовая отрасль) могут переманивать квалифицированных специалистов из горно- металлургической отрасли.

• Региональные дисбалансы: проблема кадрового обеспечения особенно остро стоит в удаленных горнодобывающих регионах с неразвитой социальной инфраструктурой.

• Недостаточная мотивация и престиж рабочих профессий: в обществе часто существует стереотип о непрестижности рабочих профессий в промышленности, что снижает интерес молодежи к получению соответствующего образования.

• Требования к новым компетенциям: внедрение цифровых технологий и автоматизации требует от работников новых навыков в области работы с IT-системами, анализа данных и управления сложным оборудованием, что создает дополнительную нагрузку на систему подготовки и переподготовки кадров.

В Казахстане, по данным отраслевых ассоциаций, проблема кадрового обеспечения также является одной из ключевых. Отмечается потребность в специалистах с новым мышлением и знаниями в области цифровизации, современных технологий и экосбережения.

Таким образом, проблема кадрового обеспечения остается весьма острой и представляет собой серьезный вызов для дальнейшего роста и модернизации горно-металлургической отрасли. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего совершенствование системы образования, повышение привлекательности рабочих профессий, развитие программ переподготовки и повышения квалификации, а также улучшение условий труда и социальной поддержки работников отрасли.

3. Какие изменения в подготовке профессиональных кадров вы могли бы предложить?

Учитывая текущие вызовы и тенденции в горно- металлургической отрасли, я бы предложила следующие ключевые изменения в подготовке профессиональных кадров:

1. Усиление практической ориентации обучения:

• Увеличение доли производственной практики и стажировок на предприятиях: обеспечение тесной связи теории с реальным производственным процессом.

• Создание совместных образовательных программ с предприятиями: Разработка учебных планов с учетом конкретных потребностей компаний и привлечение специалистов отрасли к преподаванию.

2. Развитие зеленых компетенций:

• Включение в учебные программы курсов по устойчивому развитию, экологии, управлению отходами и зеленым технологиям: Подготовка специалистов, способных внедрять и поддерживать экологически ответственные производственные процессы.

3. Развитие междисциплинарных компетенций:

• Интеграция знаний из различных областей: например, объединение инженерных знаний с экономическими и управленческими для подготовки специалистов, способных эффективно управлять проектами модернизации и развития.

• Развитие soft skills: эффективная коммуникация, командная работа, критическое мышление, проактивность и решение проблем становятся все более важными в условиях технологически сложного производства.

4. Повышение престижа рабочих профессий:

• Проведение профориентационных мероприятий: информирование школьников и студентов о перспективах и возможностях в горно-металлургической отрасли, демонстрация современного высокотехнологичного характера производства.

• Стимулирование интереса к техническим специальностям: организация конкурсов профессионального мастерства, олимпиад и других мероприятий.

• Преемственность поколений: передача знаний и навыков, сохранение уникального производственного опыта.

5. Непрерывное обучение и переподготовка кадров:

• Разработка программ повышения квалификации и переподготовки: для быстрого освоения новых технологий и адаптации к меняющимся требованиям рынка труда.

• Внедрение системы сертификации профессиональных компетенций: для подтверждения квалификации работников в соответствии с современными стандартами.

6. Интеграция цифровых технологий в образовательные программы:

• Включение курсов по IT, анализу данных, искусственному интеллекту на всех уровнях образования: от рабочих специальностей (для работы с автоматизированным оборудованием и системами мониторинга) до инженерно-технических (для проектирования, внедрения и обслуживания цифровых систем).

• Использование симуляторов и виртуальных тренажеров: для обучения работе на современном оборудовании и отработки практических навыков в безопасной и реалистичной виртуальной среде.

• Разработка онлайн-курсов и модульных программ: для обеспечения гибкости обучения и возможности быстрого освоения новых компетенций.

4. Какие знания и навыки, на ваш взгляд, современные образовательные программы формируют в недостаточной степени?

На наш взгляд, современные образовательные программы в горно-металлургической отрасли зачастую формируют в недостаточной степени следующие ключевые знания и навыки, которые становятся критически важными в условиях текущих технологических и экологических трендов:

1. Цифровые компетенции (анализ больших данных, работа с современными программными платформами и т. д.). Знания в области новых материалов и технологий.

2. Компетенции в области устойчивого развития. Об этом много говорится, но в реальности в программах обучения нет таких дисциплин и нет преподавателей в этих направлениях.

3. Междисциплинарные и системные навыки: недостаточное формирование понимания взаимосвязи технических решений с экономической эффективностью и управленческими процессами. Важно уделять внимание управлению проектами.

5. Какие компетенции сегодня наиболее востребованы на рынке труда?

В 2025 году рынок труда характеризуется быстрыми изменениями, обусловленными технологическим прогрессом, автоматизацией и цифровизацией. Наиболее востребованными становятся компетенции, позволяющие специалистам адаптироваться к этим изменениям и эффективно выполнять задачи в новых условиях.

Помимо универсальных компетенций в каждой отрасли существуют свои специфические требования к знаниям и навыкам. Например, в горно-металлургической отрасли, помимо цифровых и аналитических навыков, возрастает спрос на специалистов с компетенциями в области устойчивого развития, автоматизации производственных процессов. Нужны и узкие специалисты, такие как геомеханик, минералог, геохимик и т. д.

6. Какие профессии и специальности, по вашему мнению, являются наиболее перспективными?

В горно-металлургической отрасли Казахстана в настоящее время наиболее перспективными, на наш взгляд, являются профессии и специальности, которые сочетают глубокие отраслевые знания с новыми технологическими компетенциями и ориентированы на устойчивое развитие.