Горно-металлургический комплекс 2.0 Дата публикации 18-12-2025

Татибеков Санжар Меирханович

Президент НАО «Talap» при Министерстве просвещения РК

В условиях стремительных технологических и рыночных изменений главным стратегическим ресурсом каждой страны остается человек – его знания, умения и профессионализм. Казахстан вступает в новый этап развития системы технического и профессионального образования (ТиППО). Решение Президента РК Касым-Жомарта Токаева объявить 2025 год Годом рабочих профессий стало важным сигналом для общества и экономики: квалифицированный труд выходит на передний план. В интервью с Президентом НАО «Talap» при Министерстве просвещения РК Санжаром Татибековым мы обсудили, какие преобразования ждут колледжи страны, как повысить престиж рабочих профессий среди молодежи и почему модернизация системы ТиППО является ключом к устойчивому будущему Казахстана.

1. Как вы считаете, насколько своевременным стало решение Президента Касым-Жомарта Токаева объявить 2025 год Годом рабочих профессий?

В условиях стремительных глобальных изменений качество человеческого капитала и системное развитие системы подготовки кадров становятся ключевыми условиями конкурентоспособности и устойчивого экономического роста страны. Это означает, что мы должны постоянно совершенствовать сферу образования, в том числе техническое и профессиональное, послесреднее образование (ТиППО).

С одной стороны, для рынка труда важна модель профессионального образования, ориентированная на потребности работодателей, т.е. обеспечивающая эффективное трудоустройство. С другой стороны, система ТиППО выполняет и широкую социальную функцию – способствует социализации выпускников, расширяя их возможности для участия в экономической, общественной и культурной жизни страны.

Тем не менее анализ текущей ситуации показывает, что нам предстоит провести значительную работу по развитию системы ТиППО, чтобы преодолеть ряд сдерживающих факторов. Именно в этом контексте инициатива Президента объявить 2025 год Годом рабочих профессий стала важным политическим и общественным импульсом, придающим системной модернизации ТиППО необходимую актуальность, приоритет и динамику.

2. Какие ключевые изменения планируются для повышения качества технического и профессионального образования в новых условиях?

Качество образования всегда является приоритетом государственной политики. Объявление 2025 года Годом рабочих профессий Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым стало поворотной точкой в развитии системы ТиППО.

В этой связи разработана Дорожная карта трансформации ТиППО на 2025–2027 годы. В ее основе – инновационный менеджмент, цифровизация, интернационализация, педагогический апгрейд и новая модель финансирования. Среди ключевых инициатив:

• внедрение модели корпоративного управления в колледжах;

• подготовка управленцев нового поколения;

• распределение колледжей по четырем категориям (лидеры, опорные, социальные, целевые);

• введение новой модели финансирования со стимулирующими выплатами;

• создание Национального центра компетенций WorldSkills Kazakhstan в Астане;

• поддержка предпринимательских инициатив студентов через Business Startup;

• открытие региональных IT-центров;

• внедрение Единой цифровой платформы ТиППО;

• интернационализация системы ТиППО нашей страны.

Таким образом, трансформация затрагивает весь спектр – от стандартов и программ до дуального обучения и развития педагогов, обеспечивая адаптацию системы к вызовам будущего.

3. Каким образом изменить восприятие молодежью рабочих профессий, переключив внимание с «модных» направлений на действительно востребованные? Насколько эффективна система профориентации и как ее можно улучшить?

В целом Казахстан делает уверенные шаги в сторону модернизации системы ТиППО. Но я с вами согласен, что, несмотря на структурные изменения, одной из главных проблем по-прежнему остается устоявшийся стереотип о «непрестижности» рабочих профессий. По данным, только 22% населения нашей страны считает ТиППО престижным, тогда как в странах ЕС позитивный имидж получения рабочей профессии имеет 71% населения (эти данные я прочитал в интернет-источниках).

По моему мнению, в первую очередь это непопулярность в общественном сознании. Этот барьер мешает обществу и молодежи воспринимать квалифицированный труд как достойный и перспективный путь развития.

Как повысить престиж ТиППО в глазах общества и изменить сознание молодежи? Престиж формируется не только через информационные кампании, но и через реальные изменения в качестве образования, прозрачности карьерных траекторий и вовлеченности бизнеса. А также должны распространяться успешные кейсы выпускников колледжей, которые работают руководителями предприятий, бизнесменами, представителями центральных государственных органов, депутатами.

Важным является и мнение лидеров общественного мнения. Они играют ключевую роль в формировании позитивного образа рабочих профессий. Именно такие люди сегодня формируют общественное мнение, задают тренды и способны сделать рабочие профессии «модными» через реальные истории успеха.

Важно, чтобы лидеры мнений, неравнодушные к развитию страны, открыто говорили о важности профессионального образования, рассказывали о современных колледжах, высокотехнологичных производствах, о молодых ребятах, которые, пройдя обучение в ТиППО, уже сегодня запускают собственные бизнесы, управляют роботизированными линиями, становятся инженерами будущего.

Проекты, в которых известные личности делятся собственным профессиональным путем или посещают колледжи, участвуют в профориентационных форумах, создают совместные видео с рабочими, – это мощный инструмент для изменения восприятия профессий.

Кроме того, необходимо активно развивать инфлюенс-маркетинг в образовательной политике: поддерживать контент, в котором трудовые профессии подаются с уважением и интересом, развивать коллаборации между колледжами и популярными медиаформатами, включая TikTok, YouTube и подкасты. Когда рабочие специальности становятся частью культурной повестки – престиж приходит естественным путем.

Важно, чтобы колледжи перестали восприниматься как «план Б» для тех, кто не поступил в вуз. Сегодня колледж – это полноценная стартовая площадка, дающая практико-ориентированные знания, профессиональные навыки и реальные возможности трудоустройства.

В рамках Года рабочих профессий особая роль отводится профориентационной работе. Запускается новая концепция профориентации, которая охватывает ключевые инициативы в школьной и внешкольной среде и направлена на формирование у молодежи осознанного отношения к выбору профессии.

Один из ключевых инструментов – Атлас новых профессий. Он показывает, какие профессии исчезают, какие появляются, какие навыки станут востребованными. Это своего рода «карта будущего» для выпускников. Также в школах усиливается роль института профориентаторов, а также создано 1000 профильных классов, ориентированных на подготовку к конкретным востребованным направлениям.

Практическая часть профориентации будет реализована через масштабные инициативы, такие как экскурсии на предприятия: более 500 школьников посетят местные производства и познакомятся с реальными условиями труда. Реализованы проекты: One School – One Skill («Одна школа – один навык»), Shadow Day («День дублера») – возможность на один день «примерить» на себя профессию, программа получения первой рабочей профессии – для 2000 школьников.

Почему эти инициативы важны? Мы все понимаем, чтобы молодежь делала выбор не в пользу «модных», а в пользу «нужных» профессий, необходимо пересмотреть подход к профориентации уже в школе. Нужна честная, понятная и вдохновляющая информация о рабочих профессиях – о том, как сегодня выглядят современные производства, какие технологии используются, какие карьерные перспективы открываются перед выпускниками колледжей.

Необходимо формировать новое мышление: не профессия определяет статус, а человек своим профессионализмом и стремлением к росту придает престиж любой профессии.

Здесь важным является, чтобы родители – как главные советчики в выборе жизненного пути – были вовлечены в процесс профориентации и понимали, что рабочие профессии сегодня могут быть высокооплачиваемыми, технологичными и социально значимыми.

Также в рамках профориентации предусмотрены и другие мероприятия – фестивали, ярмарки профессий, конкурсы профессионального мастерства, включая чемпионаты WorldSkills.

Например, в феврале 2025 года в Международном выставочном центре EXPO в городе Астане мы организовали и провели масштабный фестиваль «Город рабочих профессий», ставший одним из ключевых событий Года рабочих профессий в Казахстане. Главной целью фестиваля стали повышение престижа рабочих специальностей и формирование у молодежи нового взгляда на профессиональное будущее.

Мероприятие объединило свыше 50 000 посетителей со всех регионов страны – школьников, студентов, родителей, педагогов и представителей бизнеса. Впервые в Казахстане была создана иммерсивная площадка, где каждый мог лично «примерить» на себя ту или иную профессию: от оператора дронов и автомеханика до электрика, строителя и мастера по 3D-печати.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев высоко оценил формат мероприятия и подчеркнул его значимость для формирования нового отношения к системе ТиППО.

Фестиваль включал тематические улицы профессий, каждая из которых представляла отдельную сферу: сельское хозяйство, строительство, энергетика, медицина, IT и другие. Школьники участвовали в мастер-классах, профессиональных пробах, интерактивных зонах, а также наблюдали за конкурсами профессионального мастерства, вдохновляясь примерами молодых специалистов.

Особое внимание было уделено цифровым и зеленым профессиям, соответствующим приоритетам устойчивого развития Казахстана. Участники знакомились с возможностями современных колледжей, образовательными программами, стажировками и карьерными траекториями.

Какой эффект был от фестиваля? По итогам фестиваля: сотни школьников выбрали направление дальнейшего обучения, десятки предприятий установили партнерства с колледжами, в медиа и соцсетях была запущена масштабная волна интереса к рабочим профессиям.

Фестиваль «Город рабочих профессий» стал ярким примером профориентации нового поколения, где выбор профессии основан не на стереотипах, а на реальных возможностях, технологиях и личных амбициях.

4. Как вы оцениваете цифровую грамотность студентов и педагогов колледжей?

В начале года опубликован отчет Всемирного эконмического форума Future of Jobs 2025. Так вот в рамках данного отчета сказано, что 60% работодателей предполагают, что из-за расширения цифрового доступа (т.е. искусственный интеллект, робототехника и автоматизация) ожидается изменение их бизнеса к 2030 году.

Эти тенденции, как предполагается, окажут влияние на образовательный процесс и рынок труда. Теперь специалистам важно не только владеть практическими навыками, но и уметь работать с компьютерами, программным обеспечением и автоматизированными системами. Например, станки с ручным управлением заменяются оборудованием с числовым программным управлением (ЧПУ), а вместо обычной техники появляются роботизированные комплексы и беспилотные устройства.

Эти изменения требуют от работников способности быстро адаптироваться к новым технологиям, регулярно учиться и обновлять свои знания. Современный специалист должен разбираться в цифровых инструментах, уметь анализировать данные, работать с умной техникой и понимать основы программирования.

В целом уровень базовой цифровой грамотности в Казахстане достаточно высок: по данным статистики, 92,8% населения в возрасте 16-74 лет владеют навыками использования компьютера, смартфона, стандартных программ и интернет- сервисов. Молодые люди – в том числе студенты колледжей – как правило, пользуются цифровыми технологиями. Большинство студентов уверенно используют гаджеты и интернет в повседневной жизни. Однако часто эти навыки ограничены общением и потреблением контента: около 70% пользуются интернетом преимущественно для обмена сообщениями, 66% – для социальных сетей, почти половина – для скачивания фильмов, музыки и игр. Это означает, что, хотя базовая цифровая грамотность студентов высока, их умения применять цифровые технологии в учебных или профессиональных целях могут быть развиты не полностью. Например, навыки работы со специализированным программным обеспечением, анализом данных, кодированием и навыки безопасного поведения в сети у многих студентов остаются на начальном уровне.

У педагогических работников колледжей также сформированы базовые ИКТ-навыки, особенно учитывая опыт дистанционного обучения в период пандемии. Многие преподаватели освоили такие инструменты, как онлайн- платформы и видеоконференции, вынужденно повысив свою цифровую грамотность. Тем не менее уровень владения современными образовательными технологиями среди педагогов варьируется. Значительная часть преподавателей осознает, что умение работать с цифровыми инструментами стало необходимостью для конкурентоспособности: как отмечается, для современного учителя владение новыми образовательными технологиями – это уже не пожелание, а условие профессиональной состоятельности. В то же время у ряда педагогов (особенно старшего поколения или в отдаленных регионах) наблюдаются трудности с интеграцией ИКТ в учебный процесс. Именно поэтому в системе повышения квалификации уделяется приоритетное внимание развитию цифровых компетенций учителей.

В целом цифровая грамотность растет, но нужно переходить от базового уровня к профессиональному использованию технологий.

5. Какие меры предпринимаются для формирования у школьников/ студентов колледжей гибких навыков – коммуникации, критического мышления, командной работы?

Наряду с профессиональными навыками современному выпускнику колледжа необходимы развитые гибкие навыки – коммуникация, аналитическое мышление и работа в команде. Формирование этих качеств закреплено на уровне государственных стандартов: при разработке образовательных программ используются компетентностный подход и воспитание критического мышления у обучающихся наряду с практическими навыками.

Особое внимание уделяется практико- ориентированным методам обучения, при которых студенты учатся работать в группах, решать проблемы и ясно излагать мысли. Так, в системе технического и профессионального образования расширяется дуальное обучение – тесное взаимодействие колледжей с предприятиями. Сегодня более 108 тысяч студентов из свыше 550 колледжей проходят дуальное обучение на 18 000 предприятиях страны. Значительную часть подготовки студенты проходят на производстве, в реальных трудовых коллективах, где формируются дисциплина, ответственность и навыки эффективного взаимодействия. Работодатели выступают полноценными партнерами в подготовке кадров, обучая молодых специалистов профессионализму, умению работать в команде и адаптироваться к рабочим ситуациям.

В соответствии с Концепцией развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования на 2023-2029 годы ведется системная работа по развитию предпринимательской траектории: студенты изучают основы бизнеса, решают практические задачи, защищают индивидуальные и командные проекты, тем самым развивая коммуникацию, критическое мышление и ответственность.

Сильным стимулом выступает движение WorldSkills – чемпионаты профессионального мастерства, где молодежь со всей страны соревнуется по более чем 40 компетенциям. Участие в подобных чемпионатах не только оттачивает технические умения, но и развивает стрессоустойчивость, командное взаимодействие (по некоторым компетенциям соревнования проводятся в группах до трех человек) и умение коммуницировать профессиональным языком. Недаром слоган чемпионата WorldSkills – «Навыки для будущего» – созвучен идее Атласа новых профессий о приоритете навыков в стремительно меняющемся мире. Поддерживая популярность WorldSkills, государство повышает престиж рабочих профессий и мотивирует студентов совершенствовать как профессиональные, так и гибкие навыки.

Таким образом, через обновление содержания образования, партнерство с бизнесом, развитие предпринимательства и конкурсы профессионального мастерства в Казахстане формируется поколение специалистов, способных не только выполнять производственные задачи, но и эффективно коммуницировать, мыслить критически и работать в команде. Эти качества – залог их успешной карьеры и гибкости на рынке труда будущего.

Итог – выпускники получают не только профессиональные, но и гибкие навыки, необходимые для успешной карьеры.

6. Как сделать профессию педагога колледжа более привлекательной для молодых специалистов и для ветеранов различных отраслей (специалистов с производства), при этом сохраняя передовые требования времени?

В настоящее время уделяется особое внимание повышению привлекательности и престижа профессии педагога колледжа. Это ключевой элемент трансформации всей системы подготовки кадров для промышленности, строительства, энергетики, транспорта и других отраслей, с учетом вызовов будущего рынка труда. Мы фокусируемся на балансе между привлечением молодых специалистов и специалистов с производства, обладающих большим опытом работы, стремясь соответствовать передовым требованиям времени, таким как интеграция цифровых технологий, внедрение в содержание образования профессиональных и отраслевых стандартов, автоматизация и искусственный интеллект.

С этой целью для молодых педагогов создаются благоприятные условия, будет обеспечен рост заработной платы за счет дифференцированного финансирования, стипендии для получения педагогического образования, возможности карьерного роста через программу «Лидеры ТиППО», с сертификацией руководителей новой генерации. Это создаст привлекательную перспективу карьерного роста для молодых педагогов – от преподавателя до руководителя образовательной организации через систему подготовки и международные программы MBA. Внедряются программы международных стажировок и академической мобильности, позволяющие обогатить педагогический опыт лучшими зарубежными и отечественными практиками. В 2025 году педагоги проходят повышение квалификации с акцентом на цифровые навыки и новые методики обучения. Запланировано повышение квалификации педагогов ТиППО нового формата с последующей сертификацией.

Программы будут включать:

• цифровые компетенции;

• методики преподавания, соответствующие стандартам WorldSkills;

• навыки работы с международными профессиональными стандартами.

Для специалистов с производства упрощен вход в профессию, предусмотрены совместительство, наставничество и ускоренные курсы переподготовки. Опытные производственники делятся знаниями через работу в попечительских и индустриальных советах, получают стимулирующие выплаты. Реализация дуального обучения также позволяет активно вовлекать специалистов с производства в процесс подготовки кадров. Дуальное обучение реализуется уже совместно с 18 тысячами предприятий, охватывая более 550 колледжей. В рамках дуального обучения планируется дальнейшее развитие института наставничества, так, Дорожной картой предусмотрено увеличение пула наставников на 200 человек ежегодно, что создаст дополнительные возможности для участия производственников в образовательном процессе.

Целям повышения престижа и привлекательности профессии педагога также послужит развитие современной инфраструктуры подготовки кадров. Создание Национального центра компетенций WorldSkills Kazakhstan в Астане с охватом 50 компетенций обеспечит педагогам доступ к современным технологиям обучения и возможность участия в международных программах подготовки экспертов. Развитие сети региональных IT-центров и лабораторий Fab Lab обеспечит педагогам доступ к современным технологиям цифрового производства и инноваций.

Внедрение международных отраслевых и профессиональных стандартов в образовательные программы ТиППО предоставит возможность педагогам работать с передовыми методиками и стандартами обучения, соответствующими международным требованиям, что откроет новые перспективы для их профессионального развития.

Создание студенческих центров предпринимательства Business Startup позволит педагогам развивать навыки коммерциализации знаний и участвовать в инновационных проектах. Совершенствование правовой базы для функционирования мини-предприятий на базе колледжей создаст дополнительные источники дохода для колледжей и педагогов.

Комплексная реализация этих мер в 2025- 2027 годах позволит кардинально повысить привлекательность и престиж профессии педагога в системе ТиППО, обеспечив:

• конкурентоспособную оплату труда через систему KPI;

• современную материально-техническую базу;

• возможности международного профессионального развития;

• интеграцию с реальным сектором экономики;

• перспективы карьерного роста.

7. Каковы требования к современным преподавателям колледжей? Какое место в багаже их знаний отводится практической составляющей?

Профессиональная подготовка кадров в соответствии с запросами бизнеса и их успешное трудоустройство зависят не только от способностей студентов, но и от профессионализма преподавателей, от качества и актуальности содержания преподаваемых модулей и дисциплин.

Чтобы быть конкурентоспособным, современному преподавателю необходимо постоянно обновлять содержание преподаваемых модуля и дисциплины, отслеживая новые технологии и процессы, внедряемые в реальном производстве.

Поэтому сегодня к педагогам колледжей предъявляются высокие и многогранные требования, отражающие современные вызовы в образовании и обществе. Стажировка педагогов на предприятиях представляется нам как один из возможных путей актуализации курсов в ТиППО в соответствии с запросами рынка труда. Они направлены на обеспечение качественного, практико-ориентированного обучения, подготовку студентов к реальной профессиональной деятельности.

Следует обратить внимание, что в зарубежных странах производственной подготовленности преподавателей уделяют особое внимание. Например, в Финляндии преподавателей колледжей без производственного стажа не допускают к преподаванию специальных дисциплин. В Японии занятия по всем профессиональным курсам ведут педагоги, специально подготовленные для этой деятельности и прошедшие производственную практику. В Германии прохождение стажировки на предприятиях преподавателями является обязательным. Палаты – контролируют процесс стажировки при компаниях (предприятиях).

В целом для повышения квалификации педагогов НАО «Talap» разрабатывает образовательные программы, которые ежегодно актуализируются и обновляются с учетом профессиональных компетенций педагогов ТиППО.

Курсы проводятся по актуальным темам, модулям, охватывают широкий спектр развития педагогов – и в первую очередь они направлены на практико- ориентированность.

Например, в 2024 году разработаны профильные образовательные программы для педагогов по 8 направлениям экономики (автотранспорт, организация питания, информационные технологии, электроснабжение, механизация сельского хозяйства, строительство зданий и сооружений, швейное производство, сварочные технологии), программа для заместителей директоров по информационным технологиям, программы по коучингу в педагогике, цифровым образовательным ресурсам. В рамках государственного заказа курсы повышения квалификации прошел 2331 слушатель (из них: 43 руководителя, 140 заместителей директоров, 90 методистов). 550 педагогов прошли курсы (стажировки) по профилям: автотранспорт, питание, ИТ на базе на базе партнера-предприятия. Для прохождения стажировки педагогов заключено более 300 меморандумов.

В 2025 году это работа будет продолжена и начата разработка образовательных профильных программ для педагогов по 10 направлениям экономики (нефть и газ, ЖКХ, программирование, машиностроение, ветеринария, ЖД-транспорт, парикмахерское дело, учет и аудит, добыча и разведка полезных ископаемых), программы для заместителей директоров, методистов, директоров, программы по проведению демонстрационного экзамена. Ожидается, что курсы повышения квалификации пройдут 5770 слушателей.

Также в Дорожной карте по трансформации ТиППО отражено, что в течение 2025-2027 годов мы будем привлекать в систему ТиППО более 500 мастеров с производства.

Принимая во внимание все тенденции развития ТиППО, хочется отметить, что мы и дальше будем прорабатывать перспективы в этом направлении, то есть в модели повышения квалификации преподавателей будет постоянный компонент, как практическое обучение «Стажировка на предприятии».

Если вкратце, то связь с производством, стажировки и постоянное профессиональное развитие – обязательные элементы курсовой подготовки сильного преподавательского состава.

8. Как усилить интеграцию общего образования и ТиППО для формирования у молодого поколения практических навыков?

Министерство просвещения активно работает над вопросами интеграции общего образования и ТиППО для формирования практических навыков у молодого поколения. Это особенно актуально в Год рабочих профессий, Президент подчеркнул необходимость новой модели подготовки кадров, соответствующих вызовам будущего рынка труда.

Во-первых, внедряются экспериментальные программы для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, реализуемые в организациях ТиППО. Эта инициатива позволяет интегрировать базовые предметы (математика, естественные науки) с профессиональными модулями, развивая навыки для будущих профессий. Программы позволяют школьникам осваивать практические навыки в реальных условиях – от работы с современным оборудованием до участия в дуальном обучении, с акцентом на STEM-подходе для ликвидации разрыва в функциональной грамотности. Уже в 10-11 классах школьники могут совершенствовать свои знания и навыки в прикладных дисциплинах, связанных с будущими профессиями. Так, более 1000 школьников получили документы государственного образа о квалификации.

Во-вторых, внедрение кредитно- модульной технологии обучения в ТиППО позволяет студентам накапливать кредиты по общим дисциплинам, интегрированным с профессиональными модулями. Это обеспечивает преемственность: базовые знания из школы адаптируются под практические навыки.

В-третьих, мы активно развиваем партнерство школ с колледжами. Создаются ресурсные центры, где школьники проходят практические занятия на современном оборудовании. Это позволяет подросткам получить первый опыт работы с цифровыми технологиями, оборудованием для робототехники, сварки или кулинарного искусства.

В-четвертых, мы интегрируем элементы дуального обучения уже в школьное образование. Например, школьники участвуют в мастер-классах и краткосрочных курсах вместе с наставниками из колледжей и предприятий. Такая модель мотивирует учеников делать осознанный выбор профессии и повышает интерес к рабочим специальностям.

Кроме того, вы должны знать, что в Казахстане на региональном уровне реализуются конкурсы профессионального мастерства для школьников(по стандартам WorldSkills Juniors), где учащиеся школ могут соревноваться в практических компетенциях. Это повышает престиж рабочих профессий и формирует у молодежи культуру профессионального мастерства.

Таким образом, интеграция общего образования и ТиППО усиливается через профильное обучение, совместные проекты школ и колледжей, участие в конкурсах и развитие практико-ориентированных курсов. В результате школьники получают не только академические знания, но и реальные навыки, востребованные на рынке труда.

9. Какие государственные и частные меры будут способствовать развитию системы ТиППО? Какие из них уже реализуются, а какие – планируются к реализации?

Развитие системы ТиППО сегодня рассматривается как стратегический приоритет, напрямую связанный с задачами создания новой индустрии, цифровизации, автоматизации производства, внедрения искусственного интеллекта во все сферы жизни общества и повышения глобальной конкурентоспособности страны. В 2025 году, объявленном Президентом Годом рабочих профессий, Министерство просвещения реализует целый комплекс государственных и частных мер, обеспечивающих качественные изменения в системе подготовки кадров. В целях нормативного обеспечения мер по трансформации ТиППО планируется актуализация 20 правовых актов в 2025-2027 годах.

Один из ключевых моментов фокусируется на обеспечении равных возможностей и всеобщего доступа к ТиППО. Программа «Бесплатное ТиППО для всех» ежегодно охватывает свыше тысячи молодых людей, включая категорию NEET, обеспечивая обучение со стипендией, питанием и транспортом. В этом году охват студентов бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям составит около 150 тыс. мест. 70% госзаказа направлены на технические специальности, включая машиностроение, транспорт, энергетику, IT, строительство и др. Введены квоты для уязвимых категорий (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами), а в колледжах активно внедряется инклюзивная среда. Для обеспечения доступа иногородних студентов, в том числе из сельской местности, планируется строительство дополнительных общежитий. К 2029 году поставлена цель – полный охват молодежи категории NEET системой ТиППО.

Следующие меры предусматривают адаптацию содержания образовательных программ под новые требования рынка труда. На основе актуализированных профессиональных стандартов, Атласа новых профессий внедряются обновленные профессиональные модули. С 2022 года действует академическая самостоятельность, более 8000 обновленных программ соответствуют требованиям профессиональных стандартов и стандартам WorldSkills. Дальнейшее развитие кредитно-модульной системы позволит студентам выбирать индивидуальные траектории обучения. Предусмотрены создание Национального портфеля лучших образовательных программ и разработка учебных пособий на казахском языке.