

Основной тренд, который я сейчас наблюдаю, это долгожданное соединение транспорта и логистики. Раньше это были скорее конфликтные отношения, сейчас наконец-то они идут по пути сотрудничества.
Раньше транспорт полностью доминировал и выступал мало готовым к такому сотрудничеству заказчиком логистического сотрудничества, хотя, по сути, должно быть наоборот. Следующий тренд – это новое взаимодействие между транспортом и логистикой в странах Центральной Азии, где опыт РК показывает высокую технологическую продвинутость Казахстана по сравнению с другими странами Центральной Азии. Если это будет правильно использовано партнёрами в качестве урока для нашей страны, можно ожидать ускоренных разработки и внедрения прозрачного и понятного всем сторонам технологического коридора, при котором ТЛК сможет зарабатывать те деньги, которые ожидает. Пока все работает на односторонних и малосогласованных решениях и зачастую враждебных самому ТЛК отношениях.
С одном стороны у нас есть потребность к новым знаниям, а с другой мы видим барьеры и конфликты в том, чтобы эти знания, умения, компетенции нашли применение в отрасли.
Если говорить о востребованных профессиях, то я могу назвать следующие:
- ИТ-операторы в области логистики,
- разработчики и технологи логистических решений,
- координаторы,
- поставщики всех видов,
- нужны специалисты, занимающиеся интеграцией на всех уровнях.
Если можно, я бы назвал этих специалистов интеграторами. Например, люди, которые бы анализировали рынок фронтально, работали с заказчиками и говорили, что, куда и кому продавать и как перевозить. И интеграторы тыловые, которые бы так же анализировали рынок, но совершенствовали бы процессы упаковки, переработки и так далее. Это чисто логистические профессии.
Агрегаторы нам нужны, сейчас это бывшие диспетчера или люди, работающие на информационной платформе. Роль координаторов так же будет возрастать. Будут также нужны специалисты в области реинжиниринга и оптимизации во всех видах и уровнях логистики, например, транспортный оптимизатор, финансово-экономический оптимизатор, специалист по технологической, ценовой, таможенной и складской оптимизации и так далее. Таких специалистов сейчас нет.
Отрасли нужны кадры. Мы бы хотели, чтобы во всех ВУЗах с логистическим профилем обучения были внедрены учебно-производственные предприятия, как площадки профессионального обучения, работающие на принципах технологических бюро, 3PL и даже 4PL предприятий, в которых в сотрудничестве с практиками и преподавателями студенты были бы не в роли наблюдателей, а как участники, по типу того, как работают такие предприятия в медицинских вузах, где уже на студенческой скамье учатся под присмотром маститых профессоров.
Хотели бы, чтобы государством была поддержана эта инициатива в рамках налоговых преференций и льгот по получению финансирования, а также был всячески защищен статус наставника для практиков из бизнес-сектора, которых непросто пригласить в ВУЗ для такой нужной работы.