

Любой туризм привлекателен тогда, когда это полноценный турпродукт, с высоким уровнем качества всех элементов тура: проезд в страну, соответствующая отельная база, легкость разрешительных процедур, доступность и готовность самого тур объекта, транспортные возможности, удобство навигации и прочие элементы. В туризме не бывает мелочей. Сами по себе достопримечательности не могут являться готовым турпродуктом.
Туризм — это совокупность определенных действий, которые создают турпродукт силами государства и тур сообществом.
Такой турпродукт у нас еще не сформирован, он находится на стадии становления, изучения, зачастую даже описания. При этом надо иметь ввиду, что мы, во-первых, опоздали в принципе, так как туризм, как явление активно формировался во многих странах уже с начала 19 века и развивается до сих пор очень последовательно. Начав развивать туризм в условиях сложившихся рынков, нам придется заниматься переориентацией туристов. Для этого нужна целая стратегия, чем мы можем их привлечь, чтобы развернуть потоки в свою сторону.
С другой стороны, у нас в руках такие мощные инструменты, появившиеся в последнее Время, как, например, ит-технологии, новые виды маркетинга и интеграции, которые быстрее генерируют процессы, и резко увеличивают наши шансы на успех.
К тому же, у нас в этот процесс вовлечено государство, это значит, что усилия многократно увеличиваются. Тем более непростительно, что, как показывает время, эти усилия зачастую оказываются пустыми и неэффективными. Из принятых нескольких госпрограмм развития туризма, практически ни одна из них не сработала.
Для ускорения формирования собственного турпродукта необходимы четкие инструменты поддержки государства: налоговые преференции для тех, кто обустраивает инфраструктуру, система финансовой привлекательности инвестиций, система компенсации затрат туроператоров. Такие инструменты нужны, но они слегка запаздывают.
Выставка ЭКСПО-2017 дала нашему правительству понимание необходимости создания условий для либерализации разрешительных документов. Но как показало время, это не стало основным стимулом для поездок в Казахстан. ЭКСПО был готовым турпродуктом, но, когда мероприятие закончилось, число туристов сократилось.
У нас есть целый ряд туроператоров, которые уже давно занимаются въездным туризмом довольно успешно. но в целом проблема не решена.
Наши турпродукты плохо упакованы, мы не представляем себе, кто является потребителем наших услуг и, естественно, не понимаем какие услуги им предлагать.
Если говорить об основных проблемах в развитии туризма, нужно сказать и о нашей неготовности принять основной вызов современности: нет соответствующих кадров. У нас вся подготовка кадров сосредоточена вокруг курсов подготовки и переподготовки гидов-экскурсоводов. Не умаляя их значения, все же речь идет о другом.
Нужно серьезно готовить организаторов турпродукта, аналитиков, специальных маркетологов, финансистов, управленцев тур дестинации, ИТ-специалистов, программистов, исследователей-ученых в сфере туризма.
Нужно стараться конкурировать с аналогичными услугами других странах, предлагать эти услуги более качественно и профессионально.
На сегодняшний день у нас туризмом чаще всего занимаются те, у кого не получилось больше ничем другим заниматься, по остаточному принципу. это не позволяет вести адекватную политику в сфере туризма. Только появляющиеся современные отели привносят требования к квалификации персонала.
Нужны специалисты, которые бы разбирались, как в туризме и турпродукте, так и в ИТ. И наверно, менеджеры по туризму уйдут на второй план, клиент сам будет формировать себе тур, находясь дома или на работе, но он должен иметь возможность поддерживать виртуальную связь с офисом продажи туристических услуг.