

Евгений Станиславович, как Вы оцениваете текущее развитие машиностроения в Казахстане? Какие ключевых события за последние 5 лет, по Вашему мнению, оказали самое значительное влияние на отрасль в РК?
Отрицательные факторы, отрицательно влияющие не только на развитие машиностроения, но и усугубляющие его состояние в целом:
- Широкомасштабный «вход» на рынок КР импортных товаров, за счет чего происходит снижение объемов производства;
- Высокая стоимость импортных покупных изделий и комплектующих, а также стоимость металла, соответственно не конкурентоспособная стоимость изделий;
- Дефицит квалифицированных кадров.
Как Вы считаете, под влиянием каких трендов происходит развитие машиностроения в настоящее время в мире? Какие тренды будут оказывать наибольшее влияние на отечественное машиностроение в ближайшие 10-15 лет?
Положительный тренды для развития машиностроения:
- Энергосберегающие технологии, зеленая энергетика, вторичная переработка сырья
- Роботизация производственного процесса
Отрицательные тренды для развития машиностроения:
- Миграция квалифицированных специалистов как внутри страны, так и за ее пределы.
- Переизбыток низко квалифицированной рабочей силы и недостаток высококвалифицированных кадров
Какие технологии, по Вашему мнению, в большей степени окажут влияние на развитие отечественного машиностроения в ближайшее время? Как изменится отрасль с внедрением этих технологий?
- Сложнопрофильная 5-осевая обработка
- 3-D печать и сканирование
- Аддитивные технологии
- Искусственный интеллект
В ближайшее время глобальных изменений с внедрением новых технологий в отечественном машиностроении не ожидается в связи с высокой стоимостью внедрения и достаточного низкого спроса внутри рынка. Развитие возможно при масштабном выходе продукции, пользующейся спросом на мировом рынке.
Евгений Станиславович, каким Вы видите машиностроение Казахстана через 10-15 лет? В каком направлении оно будет меняться?
Трудно судить что будет через 10-15 лет, но сегодняшняя тенденция ведет к сборочным производствам, с малой долей локализации (переработки). В основном крупно-узловая сборка, сварка металлоконструкций. Если ситуация не поменяется, то уровень будет не в наилучшей ситуации, как и на данный момент. Необходима поддержка государства с выходом на мировой рынок продукции, пользующейся значительным спросом с учетом конкурентоспособной стоимости. Необходимо учитывать тот момент, что необходимы огромные затраты на освоение новых технологий (новое оборудование). А также инновационный прогресс всегда идет вперед, что приведет в последующем к новому переоснащению.
Как вы считаете, отсутствие каких специалистов сегодня наиболее сильно сдерживает развитие Вашей компании и отрасли в целом? С чем связано отсутствие этих специалистов?
Отсутствие высококвалифицированного инженерного состава из-за «непрестижности» профессии и невысоких заработков. СКГУ выпустил в 2020 году всего 5 специалистов. Уже с 2017года ощущается острая нехватка специалистов в машиностроительном направлении, как инженерного состава (технологи по механической обработке, сборочных производств, программированию станков с ЧПУ, холодная и горячая обработка металлов, нанесение защитных покрытий), так и рабочих профессий (токарей, фрезеровщиков, слесарей) - которых практически не готовят соответствующие учебные заведения.
По Вашему мнению, какие новые профессии могут появиться в отрасли машиностроение в ближайшие 10-15 лет, а какие в будущем потеряют свою актуальность или трансформируются? Какие компетенции сотрудников будут наиболее востребованы?
Все будет зависеть от отрасли машиностроения, направленности и дальнейшего развития отрасли. Профессии, которые могут появиться в отрасли при определенных задачах государства перед отраслью машиностроения:
- Специалист по техническому обслуживанию робототехники;
- Инженер-конструктор обратного проектирования (реверс инженер);
- Инженер-конструктор промышленной робототехники;
- Инженер-конструктор бытовых роботов (данная профессия будет востребована в случае появления собственного производства данного направления, в противном случае нет необходимости готовить специалистов для зарубежных компаний);
- Инженер по реновации;
- Материаловед 3D-печати;
- Рециклинг-технолог.